Главная Публикации  
Публикации
Фильтр публикаций
Дата:
Автор:
Отрасль:
Последние новости
Публикации
Тезисы доклада на IV Ежегодной Украинской Налоговой Конференции [RU]
28.11.2013

Тема доклада: «Включение лицензионных платежей в таможенную стоимость товаров: практика таможенных органов и защита экономических интересов компаний»

Докладчик: адвокат Юридической компании «Дешунин и партнёры» Лисица Сергей Владимирович

Вопросы, связанные с включением лицензионных платежей в таможенную стоимость товаров, имеют относительно небольшую историю, однако многие импортёры уже с ними столкнулись и вынуждены отстаивать свои права в таможенных спорах.

1. Правовое регулирование

В конце 2005 года статья 267 старого Таможенного кодекса Украины была изложена в новой редакции. Начиная с этого момента при определении таможенной стоимости к цене, которая была фактически уплачена или подлежала уплате за импортные товары, должны прибавляться также суммы - «роялти и лицензионные платежи, которые касаются оцениваемых товаров...».

Аналогичная норма закреплена и в новой редакции Таможенного кодекса Украины (далее – ТКУ), который вступил в силу с 1 июня 2012 г. Согласно ст. 58 ТКУ, при определении таможенной стоимости к цене, которая была фактически уплачена или подлежит уплате за оцениваемые товары, добавляются такие расходы, как, в частности, роялти и другие лицензионные платежи, которые касаются оцениваемых товаров... и которые покупатель должен уплачивать прямо или опосредованно как условие продажи оцениваемых товаров, если такие платежи не включаются в цену, которая была фактически уплачена или подлежит уплате.

  Нормы национального таможенного законодательства в этом вопросе опираются на международные правила определения таможенной стоимости товаров, закреплённые в Соглашении о применении статьи VII Генерального соглашения по тарифам и торговле 1994 года Всемирной торговой организации, к которой в 2008 году присоединилась Украина.

Вопросы, связанные с классификацией лицензионных платежей, механизмом включения лицензионных платежей в таможенную стоимость товаров, урегулированы следующими нормативными актами:

  • Порядком включения суммы роялти и других лицензионных платежей в цену, фактически уплаченную или подлежащую уплате за оцениваемые товары, при определении их таможенной стоимости, утвержденным постановлением Кабинета Министров Украины № 466 от 21 мая 2012 года; 
  • Приказом Министерства Финансов Украины «Об утверждение формы декларации таможенной стоимости и правил её заполнения»;
  • Национальным стандартом Украины № 4 «Оценка имущественных прав интеллектуальной собственности». 

Важными документами, которые определяют правовую природу лицензионных платежей, являются профильные Законы Украины в сфере интеллектуальной собственности, в частности:

  • Закон Украины «Об авторском праве и смежных правах»; 
  • Закон Украины «Об охране прав на знаки для товаров и услуг»; 
  • Закон Украины «Об охране прав на промышленные образцы». 

2. Виды лицензионных платежей

Классификация лицензионных платежей установлена в Национальном стандарте Украины № 4 «Оценка имущественных прав интеллектуальной собственности». Данный нормативно-правовой акт является обязательным к применению в таможенных правоотношениях - согласно пункту 2 «Порядка включения суммы роялти и других лицензионных платежей в цену, фактически уплаченную или подлежащую уплате за оцениваемые товары, при определении их таможенной стоимости» (далее – Порядок).

В соответствии с указанным стандартом, лицензионные платежи подразделяются на:

  • паушальный платеж – единоразовый фиксированный лицензионный платёж, который не зависит от объёмов производства или продажи товаров; 
  • роялти – периодический лицензионный платёж, который зависит от объёмов производства или продажи товаров; 
  • комбинированный платёж – лицензионный платёж, который включает роялти и паушальный платёж. 

Следует отметить, что данная классификация отчасти не совпадает с определением лицензионного платежа, содержащимся в Налоговом кодексе Украины (далее – НКУ).

Согласно пункту 14.1.225 НКУ, любые платежи, полученные как вознаграждение за использование или предоставление права использования авторских и смежных прав, а также прав интеллектуальной собственности, являются роялти.

Таким образом, НКУ «расширяет» объём термина «роялти» - включает в него все лицензионные платежи, независимо от разового или периодического характера оплаты. Однако в целях таможенного регулирования должна применяться классификация лицензионных платежей, указанная в Национальном стандарте Украины № 4.

3. Условия включения лицензионных платежей в таможенную стоимость товаров

Таможенный кодекс Украины, а также Порядок устанавливают троекратное правило включения лицензионных платежей в таможенную стоимость товаров, а именно:

  • лицензионные платежи должны касаться оцениваемых товаров; 
  • оплата лицензионных платежей является условием продажи оцениваемых товаров; 
  • лицензионные платежи не включены в цену оцениваемых товаров. 

Одновременное наличие данных условий является основанием для включения лицензионных платежей в таможенную стоимость товаров. Отсутствие любого из указанных условий автоматически выводит лицензионные платежи за пределы таможенной стоимости товаров.

Игнорирование либо сознательное искажение таможенными органами этого троекратного правила приводит к безосновательному включению лицензионных платежей в таможенную стоимость товаров. И как следствие – к возникновению таможенных споров! Ведь импортёры вынуждены искать эффективные механизмы защиты своих прав.

4. Механизм включения лицензионных платежей в таможенную стоимость товаров

С одной стороны механизм включения лицензионных платежей в таможенную стоимость товаров довольно лаконично описан в утверждённом Кабинетом Министров Украины Порядке. Однако с другой стороны при практическом применении данного механизма у импортёров возникает ряд вопросов, которые на сегодня не урегулированы на нормативном уровне.

Механизм включения лицензионных платежей в таможенную стоимость товаров может иметь два варианта – в зависимости от того, обладает или нет импортёр на дату таможенного оформления товаров информаций о точной сумме лицензионных платежей, которые подлежат уплате.

4.1. Вариант 1: декларант обладает информацией о сумме лицензионных платежей

В этом случае импортёр отражает имеющуюся сумму лицензионных платежей как составляющую таможенной стоимости товаров в декларации таможенной стоимости и для её подтверждения предоставляет таможенному органу лицензионный договор и другие документы, подтверждающие размер лицензионных платежей.

При этом дальнейший факт уплаты лицензионных платежей не приводит к изменению раннее задекларированной таможенной стоимости товаров и уплаченных таможенных платежей.

4.2. Вариант 2: декларант не обладает информацией о сумме лицензионных платежей

В этом случае импортёром производится предварительный расчет лицензионных платежей с учётом запланированных, прогнозных показателей объемов производства или продаж оцениваемых товаров.

Расчётная сумма лицензионных платежей отражается в декларации таможенной стоимости и является основанием для расчета таможенных платежей.

После того, как импортёр произведёт выплату лицензионных платежей, он должен привести расчётную сумму лицензионных платежей, включённую в таможенную стоимость, в соответствие к фактически выплаченными лицензионными платежами.

Документально это оформляется путём представления импортёром дополнительной таможенной декларации. При этом излишне уплаченные таможенные платежи подлежат возврату декларанту, а дополнительные платежи подлежат уплате декларантом в общем порядке.

Однако такая ясность имеет место только в том случае, если с момента таможенного оформления товаров и до даты выплаты лицензионных платежей прошло не более 180 дней. Именно этот срок указан в статье 261 ТКУ и на него ссылается утверждённый Кабинетом Министров Украины Порядок.

Если же между таможенным оформлением и выплатой лицензионных платежей прошло более 180 дней, импортёр, согласно указанному Порядку, обязан руководствоваться статьей 50 НКУ.

Данная статья предоставляет налогоплательщику возможность в случае выявления ошибок в ранее поданной налоговой декларации исправить их - либо путём предоставления уточняющего расчета, либо путём учёта такой ошибки в следующих декларациях. При этом - в случае доначисления налоговых обязательств - плательщик должен уплатить сумму такой недоплаты и соответствующий штраф (3 или 5 % от суммы недоплаты).

Учитывая, что согласно пункту 46.1 НКУ, для целей начисления и уплаты налогов таможенные декларации приравнены к налоговым декларациям, данный механизм должен быть применим и к таможенным правоотношениям. Однако реализовать эту норму на практике довольно проблематично, поскольку действующий порядок заполнения таможенных деклараций и сама форма такой декларации не предусматривает возможности учёта исправленных данных из предыдущих деклараций. А уточняющий расчет к таможенной декларации так и не был утверждён. Есть только проект приказа об утверждении уточняющего расчета, разработанный Кабинетов Министров Украины ещё в 2009 году.

Таким образом, на сегодняшний день отсутствует правовой механизм внесения изменений в таможенную стоимость товаров при выплате лицензионный платежей со сроком более 180 дней от даты таможенного оформления товаров.

В практических ситуациях для решения данной проблемы импортёры часто прибегают к оформлению так называемых листов-корректировок к таможенным декларациям.

Однако стоит понимать, что лист-корректировка оформляется по инициативе таможенного органа и является односторонним документом таможни. При этом таможенный орган может вполне законно отказать в его оформлении и провести внеплановую проверку, по результатам которой доначислить налоговые обязательства и штрафные санкции в размере 25 %.

Таким образом, в интересах импортеров не допускать выплату лицензионных платежей в срок более 180 дней со дня таможенного оформления товаров.

5. Позиция таможенных органов

Как свидетельствует практика, сложившаяся на сегодня, позиция таможенных органов больше напоминает «игру в одни ворота».

Наличие лицензионного договора у импортёра или уплата им лицензионных платежей однозначно рассматривается таможенным органом как необходимость включения лицензионных платежей в таможенную стоимость товаров.

При этом таможенными органами сознательно игнорируется троекратное правило, исполнение которого необходимо для включения лицензионных платежей в таможенную стоимость товаров. Особенно остро данная ситуация стоит в операциях, связанных с использованием импортёрами знаков для товаров и услуг, поскольку лицензии на их использование носят массовый характер.

Часто таможенные органы используют следующую схему доначисления таможенных платежей.

  1. Таможенные органы получают от налоговых органов информацию о доходах в виде лицензионных платежей, выплаченных резидентами в пользу правообладателей-нерезидентов. 
  2. На основании полученной информации таможенные органы проводят внеплановые проверки импортёров на предмет соблюдения таможенного законодательства. 
  3. В случае, если в ходе проверки таможенным органом будет установлено, что импортёр производил таможенное оформление товаров, для которых зарегистрированы знаки для товаров и услуг, за использование которых производились лицензионные выплаты, данные платежи автоматически включаются в таможенную стоимость товаров. 

При этом таможенные органы игнорирует отсутствие связи поставки этих товаров с уплатой лицензионных платежей.

Как правило, лицензии на использование торговых знаков выдаются не для осуществления поставок товаров, а для свободного использования зарегистрированных торговых марок при проведении рекламных мероприятий. Согласно статье 16 Закона Украина «Об охране прав на знаки для товаров и услуг» не требует разрешения владельца торговой марки её использование для товаров, введенных под этой маркой в гражданский оборот её собственником или по его согласию. Учитывая, что большинство импортируемого в Украину товара уже промаркировано под определёнными торговыми марками, дополнительные разрешения (лицензии) на их ввоз и продажу в Украине импортёрам не нужны.

Однако таможенные органы, сознательно искривляя правовые нормы, увеличивают таможенную стоимость товаров на суммы лицензионных платежей, которые не связаны с данными товарами.

6. Защита экономических интересов компаний: отдельные аспекты

Безусловно, защита интересов компаний должна начинаться на этапе заключения торговых контрактов и лицензионных договоров.

От того, насколько правильно будут расставлены акценты в предметах лицензионных договоров, будет зависеть успешность защиты интересов импортёров. Добиться полного отсутствия связи между торговыми контрактами и лицензионными договорами практически невозможно, поскольку последние, как правило, заключаются для продвижения торговых марок, под которыми поставляются товары.

Однако чётко отделить направление использования выданной лицензии от торговых контрактов сторонам вполне под силу.

Прежде всего, следует отметить, что в лицензионных договорах не стоит допускать обобщающих формулировок, например: «По данному лицензионному договору лицензиату предоставляются все права, которыми обладает лицензиар согласно Закона Украина «Об охране прав на знаки для товаров и услуг».

Необходимо конкретизировать те права, для использования которых предоставляется лицензия. Такими правами могут быть:

  • использование торговых марок в рекламе; 
  • использование торговых марок в наименовании предприятий; 
  • использование торговых марок в деловой документации и сети Интернет. 

Указание таких прав как: использование знака при продаже, импорте и экспорте товаров, для которых знак зарегистрирован, однозначно приведут к включению лицензионных платежей в таможенную стоимость товаров. При этом не будет иметь значения, заключёны импортёром договора поставки и лицензионные договора с одним лицом или с разными лицами.

Не стоит оставлять без внимания и торговый контракт.

В нём необходимо предусмотреть положения, которые бы однозначно свидетельствовали о том, что «плата за использование торговых марок товаров, которые импортируются, уже включена в цену товаров».

Также не будет лишним указание того, что «поставка товаров по данному контракту не требует получения Покупателем никаких дополнительных разрешений на приобретение и свободное использование товаров».

В случае, если между импортёром и таможенным органом всё-таки возник спор о включении лицензионных платежей в таможенную стоимость товаров, импортёрам стоит опираться не только на нормы национального законодательства, но и применять нормы международного права.

Данные правоотношения довольно широко описаны в Соглашении о применении статьи VII Генерального соглашения по тарифам и торговле 1994 года. В частности статья 8 данного документа раскрывает правила включения лицензионных платежей в стоимость товаров, устанавливает правила распределения лицензионных платежей между отдельными поставками, приводит практические примеры такого распределения.

При этом в разделе «Толкование» приводятся дополнительные разъяснения о применении отдельных положений данного соглашения. При этом, как показывает практика, таможенные органы, аргументируя свою позицию данным Соглашением, очень часто неверно применяют его нормы и выносят незаконные решения.

Таким образом, рекомендуем Импортёрам обратить внимание на Соглашение о применении статьи VII Генерального соглашения по тарифам и торговле 1994 года с целью его практического применения.

7. Позитивная судебная практика

Объём таможенных споров растёт, а с ним развивается и судебная практика применения таможенного законодательства. Данные правоотношения относительно недавно перешли в область судебного рассмотрения высшими судебными инстанциями, но определённые тенденции при рассмотрении судами таких категорий дел уже наметились. Основные из них – обозначим.

1. Наличие прямой связи поставок товаров с необходимостью уплаты лицензионных платежей - обязательное условие включения лицензионных платежей в таможенную стоимость товаров.

Данный вывод изложен в:

  • Определении Высшего административного суда Украины от 29.07.2013 по делу № К/800/20548/13; 
  • Определении Киевского апелляционного административного суда от 16.10.2013 по делу № 2а-16725/12/2670. 

В этих двух делах таможенные органы безосновательно включили в таможенную стоимость товаров стоимость лицензии на товарный знак, который использовался импортёрами в рекламе.

  • Определении Высшего административного суда от 03.03.2013 по делу № К/9991/3468/12;
  • Определении Верховного Суда Украины от 04.07.2011 по делу № 21-157а11;
  • Определении Высшего административного суда от 19.03.2013 по делу № К/9991/69827/11.

В этих делах таможенные органы безосновательно включили в таможенную стоимость киноплёнок и DVD-носителей лицензионные платежи за авторские права для кинофильмов и других произведений. Суды признали действия таможенного органа незаконными.

2. Если товары под определённой торговой маркой введены в гражданский оборот собственником торговой марки или по его согласию – импортёру не требуется получать дополнительное согласие собственника для приобретения и использования этих товаров.

Данный вывод изложен в:

  • Определении Киевского апелляционного суда от 16.10.2013 по делу № 2а-16725/12/2670

 Суд указал на безосновательность выводов таможенного органа о необходимости получения разрешения (лицензии) от собственника торговой марки для использования произведённых им товаров.

3. Выплаты лицензионных платежей и поставки товаров должно сосуществовать в одном периоде времени. Если лицензионный договор прекращён, а поставки продолжаются, неверно говорить о том, что лицензионные платежи – это обязательное условие поставок.

Данный вывод изложен в:

  • Определении Высшего административного суда Украины от 29.07.2013 по делу № К/800/20548/13; 
  • Определении Киевского апелляционного административного суда от 16.10.2013 по делу № 2а-16725/12/2670 

Суды пришли к выводу: если по истечении сроков действия лицензионных договоров поставки товаров продолжаются, то уплата лицензионных платежей не является обязательным условием поставки товаров.

4. Включение лицензионных платежей в таможенную стоимость товаров должно быть экономически обоснованным и основываться на общепринятых принципах бухгалтерского учёта.

Данный вывод изложен в:

  • Определении Киевского апелляционного административного суда от 16.10.2013 по делу № 2а-16725/12/2670

Суд указал, что включение таможенным органом лицензионных платежей за несколько лет в размере порядка 380 000 евро в цену товаров одной поставки на сумму 20 000 евро не соответствует принципам, заложенным в соглашении ГАТТ.

5. Если при таможенном оформлении таможенная стоимость товаров определена таможенным органом самостоятельно, в дальнейшем нет оснований для её пересмотра.

Данный вывод изложен в:

  • Определении Киевского апелляционного административного суда от 16.10.2013 по делу № 2а-16725/12/2670

Однако наряду с позитивной для импортёров судебной практикой есть судебные решения, в которых суды стали на сторону таможенных органов, исходя из следующего довода:

1. Из лицензионных соглашений и контрактов на поставку товаров усматривается обязательное наличие лицензии для приобретения этих товаров.

Данный вывод изложен в:

  • Определении Высшего административного суда от 29.05.2013 по делу № К-30162/10;
  • Определении Киевского апелляционного административного суда от 19.03.2013 по делу № 2а-15314/12/2670 

Наличие подобных решений ещё раз подтверждает необходимость внимательного отношения импортёров к составлению лицензионных договоров и договоров поставки.


Возможно, Вам будут полезны следующие материалы:

Обжалование решения о корректировке таможенной стоимости

К какой группе товаров относятся спиртосодержащие настойки

Обжалование решений таможни об определении кода товара


Сергей Дешунин, Сергей Лисица
Контакты
Юридическая компания Deshunin & partners
г.Киев, ул.Кирилловская, 1-3
карта
Публикации
Какие требования установленны законодательтсвом к ценникам? [UA]
Чинним законодавством України встановлено ряд вимог до наявності та оформлення цінника при продажу непродовольчих товарів. Так, за ст. 15 ЗУ «Про захист прав споживачів», продавець, який реалізує продукцію, повинен обов'язково зазначати ціну кожної одиниці такої продукції або однієї категорії продукції та ціну однієї стандартної одиниці цієї продукції. Кореспондує цьому припису п. 15 Правил роздрібної торгівлі непродовольчими товарами, затверджених наказом Міністерства економіки України від 19.04.2007, згідно з яким суб'єкт..
Что наши клиенты говорят о нас
" Как один из ключевых участников фондового рынка в повседневной деятельности Фондовая биржа имеет постоянную потребность в качественном юридическом обслуживании, которое на протяжении уже многих лет оказывают юристы компании «Дешунин и Партнёры». Мы благодарны юристам компании «Дешунин и партнеры» под руководством управляющего партнёра Сергея Дешунина, которые оказали полную юридическую поддержку при привлечении нового инвестора с пакетов инвестиций порядка 100 млн. гривен.  "
Фондовая биржа ПФТС, Передерий Любовь Михайловна
читать все