Главная Публикации  
Публикации
Фильтр публикаций
Дата:
Автор:
Отрасль:
Последние новости
Публикации
Обжалование решений таможни об определении кода товара [UA]
19.11.2012

В данной статье хотелось бы остановиться на следующем вопросе: как субъект хозяйствования, который импортирует лекарственные средства в Украину, по механизму обжалования решений таможенного органа об определении кода товара может защитить правильное определение таможенного кода товара и, соответственно, минимизировать свои расходы на уплату таможенных платежей. Рассмотренный механизм, разумеется, может применяться не только фармацевтическими компаниями.

Определение кода товара лекарственных средств: тенденции практики

Практика применения законодательства таможенными органами касаемо импортных лекарственных средств в 2012 году - крайне противоречива. В начале года таможня массово использовала свои полномочия по изменению кода товара. Ситуация, при которой таможня после проверки изменила код товара, не была редкостью. Как следствие - большое количество лекарственных средств переквалифицировалась в алкогольные напитки, биологические добавки и даже противопаразитарные средства.

Понятно, что целью таких действий была не идеалистическая борьба за правильное название и код товара, а наполнение бюджета, ведь ставки пошлины по указанным товарам выше, чем нулевая ставка по лекарственным средствам.

Такие действия стали причиной для справедливого возмущения со стороны фармацевтических компаний и соответствующего применения лоббистских механизмов. Как следствие, Министерство здравоохранения Украины стало на сторону фармацевтических компаний и потребителей и направило в Гостаможслужбу соответствующее Письмо-разъяснение от 14.03.2012 года. В этом Письме-разъяснении министерство соглашалось с понятным критерием классификации по принципу «лекарственное средство является таковым при наличии соответствующей сертификации и государственной регистрации такого средства».

Вопрос казался решенным, однако летом подобные действия таможенников вновь возобновились, и ситуации, когда таможня после проверки изменила код растаможенных товаров, стали вновь повторяться. Это, вероятно, связано с необходимостью очередной раз наполнять доходную часть бюджета.

Обжалование решений таможни об изменении кода товара

Понятно, что такие «изменения настроения» со стороны органа государственной власти крайне невыгодны для импортеров и фактически делают невозможным упорядоченное ведение бизнеса.

Рекомендуемые действия по предотвращению неправильной классификации товаров на стадии таможенного оформления товара я приводил в прошлой статье. Здесь же хотелось бы сосредоточиться на вопросе обжалования решений таможни об определении кода товара.

В соответствии со ст. 69 ТК Украины товары при их декларировании подлежат классификации, то есть в отношении товаров определяется коды согласно классификационным группам, указанным в УКТ ВЭД. Таможенные органы осуществляют контроль правильности классификации товаров, представленных к таможенному оформлению, согласно УКТ ВЭД.

Решения таможенных органов по классификации товаров для таможенных целей являются обязательными. Такие решения обнародуются в установленном законодательством порядке. В случае несогласия с решением таможенного органа по классификации товара декларант или уполномоченное им лицо имеет право обжаловать это решение.

Следовательно, такие решения являются основанием для отнесения товара к той или иной группе товаров, а, следовательно, и основанием для определения размера пошлины. Именно поэтому корректное составление решения об определении кода товара очень важно для импортера. Но самое главное, что отнесение товара к той или иной группе является важным фактором при вынесении решений по следующим партий товаров. Информация обо всех операциях по растаможке товара сохраняется в базе данных таможни и импортер, который провел таможенное оформление лекарственного средства как, скажем, биологической добавки, имеет крайне низкие шансы дальнейшего оформления товара именно в качестве лекарственного средства.

Процедура обжалования решения таможни об изменении кода товара является обычной и предусматривает подачу жалобы в вышестоящий орган относительно таможенного органа, вынесшего решение (для региональных таможен органом высшего уровня будет Государственная таможенная служба Украины, а для ГТС - Министерство Финансов Украины).

Требования к форме и содержанию жалоб граждан, сроки их представления, порядок и сроки их рассмотрения, а также ответственность за противоправные действия, связанные с представлением и рассмотрением жалоб, определяются Законом Украины «Об обращении граждан».

Однако, предлагаем не останавливаться на описании процедуры обжалования в таможенных органах. Шансы на то, что таможенный орган отменит решение, согласно которому фактически пополняются средства бюджета, невысоки. Однако, следует помнить, что такие решения можно обжаловать в судебном порядке, где шансы на их отмену гораздо выше.

Лекарственные средства - алкогольные напитки: законодательное разграничение

Интересно, что на уровне Законов вопрос разграничения алкогольных напитков и лекарственных средств решено четко. Закон Украины «О лекарственных средствах» определяет, что лекарственные средства - вещества или их смеси природного, синтетического или биотехнологического происхождения, применяемые для предупреждения беременности, профилактики, диагностики и лечения заболеваний людей или изменения состояния и функций организма. Этот же Закон устанавливает обязанность провести процедуру сертификации и государственной регистрации лекарственного средства.

Согласно Закону Украины «О таможенном тарифе Украины» в группу 22 (алкогольные и безалкогольные напитки и уксус) не относятся лекарственные средства товарной позиции 3003 и 3004.

Таким образом, если товар соответствует определению лекарственного средства, прошел процедуру сертификации и регистрации, его нельзя отнести к другим группам товаров, в том числе, и к алкогольным напиткам.

Министерство здравоохранения Украины стало на сторону фармацевтических компаний и потребителей и направило в Гостаможслужбу соответствующее Письмо-разъяснение от 14.03.2012 года, которым подтвердило вышеприведенные доводы и соображения.

Однако, не такой является позиция Государственной таможенной службы Украины, которая закреплена в Письме от 16.05.2011 года «О внедрении методических рекомендаций по классификации отдельных товаров согласно требованиям УКТ ВЭД» и заключается в следующем: «определение и трактовка термина «лекарственные средства» в Законе Украины «О лекарственных средствах» и УКТ ВЭД разные. Это связано с тем, что Закон регулирует правоотношения, связанные с созданием, регистрацией, производством, контролем качества и реализацией лекарственных средств и понятие «лекарственные средства» включает все вещества, которые могут в той или иной степени повлиять на организм человека и по этой причине должны подвергаться контрольным мероприятиям. Определение продукта как лекарственного средства в национальном законодательстве или в любой фармакопеи не является решающим фактором для его классификации в этой группе. Учитывая данное положение, наличие регистрационного удостоверения на лекарственное средство не является определяющим для его классификации в группе 30 согласно УКТВЭД. Товары, изготовленные из водно- спиртовых экстрактов растений, независимо от наличия в них лекарственных веществ (витаминов, алкалоидов и др.), предназначенные для поддержания общего состояния здоровья и хорошего самочувствия, а не для лечения и профилактики определенного заболевания, должны классифицироваться в товарной субпозиции 2208 90.»

Судебная практика подтверждает правильность позиции фармацевтических компаний. Причем, если на уровне местных административных судов вопрос решается по-разному, то Высший административный суд Украины решил вопрос в пользу фармацевтической компании и подтвердил отмену Решения таможенного органа (дело по иску ООО «Митек» к Киевской региональной таможни).

На уровне судов первой и апелляционной инстанции отметим Решение окружного административного суда г. Киева по делу № 2а-2806/12/2670 и Постановление Киевского апелляционного административного суда по этому же делу по иску ООО «Оптима Фарм, ЛТД» к Киевской региональной таможни об отмене решения об определении кода товара.

Судебный порядок обжалования: обоснование исковых требований

Итак, чем именно нужно обосновывать исковые требования для отмены Решения таможни об изменении кода импортируемого товара?

Считаю, что основное внимание должно быть уделено подтверждению лечебных свойств препарата, т.е. доказательству того, что препарат лечит болезни и расстройства организма. Для подтверждения такой позиции стоит предоставить следующие документы:

  1. Материалы судебно-фармакологической экспертизы касаемо препарата (при его наличии и возможности предоставить в суд, как правило, у компании-производителя). Отметим, что речь идет не о составляющих лекарственного средства, которые являются коммерческой тайной, а, в первую очередь, о лечебных свойствах препарата. 
  2. Экспортные декларации на товар, в которых подтверждается принадлежность товара к лекарственным средствам. 
  3. Регистрационное удостоверение на каждый препарат. 
  4. Решение о регистрации лекарственного средства. 
  5. Материалы регистрационного досье на лекарственное средство. Такие материалы хранятся в Минздраве, однако в качестве копий производители часто имеют подобные материалы. 
  6. Экземпляры этикетки и инструкции по каждому товару. 

Условием отнесения товаров к группе лекарственных средств является назначение для применения товара, определенное производителем, а также наличие определений относительно товара, в том числе, и в инструкции. При этом таможенным органам не предоставлено право определять код товара в зависимости от эффективности применения товара по назначению, определенному производителем.

Также отмечу, что в таких процессах следует обращать внимание на следующее: если соответствующим решением таможня изменила код товара, то необходимость доказательства правильности такого изменения ложится именно на таможенный орган. 

Опубликовано в "Бухгалтер и закон"


Возможно, Вам будут полезны следующие материалы:

Включение лицензионных платежей в таможенную стоимость товаров: практика таможенных органов и защита экономических интересов компаний  

Обжалование решения о корректировке таможенной стоимости

К какой группе товаров относятся спиртосодержащие настойки


Владимир Енич
Контакты
Юридическая компания Deshunin & partners
г.Киев, ул.Кирилловская, 1-3
карта
Публикации
Аутсорсинг и аутстаффинг согласно нового закона "О занятости" [UA]
Однією з найбільш очікуваних новацій у законодавстві є набрання сили новим Законом України «Про зайнятість населення». При цьому це стосується діяльності підприємств з налагодженими схемами роботи, зокрема тих, що надають послуги з аутсорсингу (передача суб’єктом господарювання частини виробничих завдань, або процесів іншим суб’єктам господарювання) та аутстафінгу (вивід персоналу за штат компанії-замовника і оформлення його у штат компанії-провайдера). Зокрема, цікавою була наступна схема роботи у сфері надання широкого спектру..
Что наши клиенты говорят о нас
"Работаем с Юридиеской компанией «Дешунин и партнеры», в частности, по вопросам международной торговли. Обращаемся к специалистам компании как на этапе заключения внешнеэкономических договоров, так и на этапе их выполнения. Отмечаем высокую оперативность и качеств работы юристов компании."
Представительство Wentland LP в Украине, Александр Мокрий
читать все