Главная Публикации  
Публикации
Фильтр публикаций
Дата:
Автор:
Отрасль:
Последние новости
Публикации
Трансфертное ценообразование [UA]
01.09.2013

В последнее время законодатель не перестает готовить «сюрпризы» для предпринимателей. Так, с 1 сентября текущего года вступил в силу Закон Украины № 408- VII от 04.07.2013 «О внесении изменений в Налоговый кодекс относительно трансфертного ценообразования». Данный нормативно - правовой акт заставил понервничать не один десяток предпринимателей, которые активно используют метод оптимизации налогообложения, манипулируя ценами между связанными компаниями.

Итак, как же изменится жизнь предпринимателей с вступлением в силу указанных изменений - кому и что следует ожидать?

Трансфертное ценообразование в Украине: основные положения

Согласно п. 14.1.269. НКУ, «трансфертное ценообразование - система определения обычной цены товаров и/или результатов работ (услуг) в операциях, признаваемых в соответствии со статьей 39 настоящего Кодекса контролируемыми».

В частности, согласно п. 39.2.1.: «Признаются контролируемыми хозяйственные операции по приобретению (продаже) товаров (работ, услуг), осуществляемых налогоплательщиками со связанными лицами - резидентами, которые:

  1. задекларировали отрицательное значение объекта налогообложения по налогу на прибыль за предыдущий налоговый (отчетный) год; 
  2. применяют специальные режимы налогообложения по состоянию на начало налогового (отчетного) года; 
  3. уплачивают налог на прибыль предприятий и/или налог на добавленную стоимость по другой ставке, чем базовая (основная) в соответствии с настоящим Кодексом на начало налогового (отчетного) года; 
  4. не были плательщиками налога на прибыль предприятий и/или налога на добавленную стоимость по состоянию на начало налогового (отчетного) года.

При этом законодатель отмечает, что операции признаются контролируемыми только при условии, что общая сумма операций налогоплательщика с каждым контрагентом равна или превышает 50 миллионов гривен (без учета налога на добавленную стоимость) за соответствующий календарный год.

Следовательно, налоговые органы смогут проверять обоснованность цен по установленным Кодексом правилам только в тех операциях, которые подпадают под критерии контролируемых.

Связанные лица по Налоговому кодексу Украины

Как видно из определения «контролируемых операций» - их субъектом могут быть лишь связанные лица. И здесь возникает вопрос: «Что такое связанные лица в понимании НКУ?» Анализ указанных законодательных изменений позволяет сделать вывод, что нормотворец значительно расширил и детализировал понятие «связанных лиц».

Так, согласно п. 14.1.159 НКУ: физические лица: супруг (супруга), родители (в том числе усыновители), дети (совершеннолетние, несовершеннолетние, в том числе усыновленные), полнородные и неполнородные братья и сестры, опекун, попечитель и ребенок, над которым установлена опека, попечительство.

Более того - если физическое лицо признается связанным с другими лицами, то и такие лица признаются связанными между собой.

Как известно, традиция семейных связей достаточно давно укоренились не только среди большого, но даже среднего и мелкого бизнеса. Использование родственных связей в бизнесе служит надежным методом оптимизации налогов.

Поэтому неудивительно, что самым эффективным способом закрутить гайки бизнеса и наполнить государственный бюджет - это расширить круг «связанных лиц».

Определение связанных лиц в Налоговом кодексе Украины настолько широкое, что относит к таковым любые организации, на которые лицом осуществляется воздействие как путем владения уставным капиталом, так и в соответствии с заключенными ими договорами, или в связи с наличием другой возможности одного человека влиять на решения, принятые другими лицами. При этом такое влияние учитывается независимо от того, осуществляется оно таким лицом непосредственно и самостоятельно или совместно со связанными с ним лицами.

Следовательно, тем предпринимателям, сделки которых подпадут под признаки контролируемых, придется не сладко.

Прежде всего таким предпринимателям придется определиться с методами, которыми они будут определять свои налоговые обязательства в контролируемых операциях. «Великодушный» нормотворец предоставил предпринимателям возможность согласовать такие методы с контролирующими органами путем подписания специального договора.

При этом он значительно расширил критерии, по которым контролируемые операции должны сопоставляться с операциями, которые осуществляются между несвязанными лицами.

Оставляя за предпринимателями право выбора методов определения своих налоговых обязательств, нормотворец отмечает, что такие методы могут быть изменены в случае их необоснованности.

То есть, фактически Миндоходив будет осуществлять налоговый контроль над контролируемыми операциями, определяя по своему усмотрению методы определения налоговых обязательств. А в случае выявления факта уменьшения цены сделки от обычной, осуществлять корректировку цены и налоговых обязательств (увеличивая налогооблагаемую прибыль).

Налоговый контроль за трансфертным ценообразованием

Указанным Законом также предусмотрено, что Миндоходив будет осуществлять контроль путем анализа нового специального налогового отчета («о контролируемых операциях», данный отчет необходимо подавать при наличии контролируемых операц 39.4 и п. 39.5 НКУ), а также путем мониторинга контролируемых операций и проведения проверок на предприятии.

Иначе говоря, НКУ обязывает всех налогоплательщиков (оборот от 50 млн. грн. в год), которые совершили контролируемые операции, полностью раскрыть государственной налоговой службе всю группу связанных лиц, при этом не ограничиваясь только теми лицами, которые непосредственно принимают участие в соглашении.

При этом штрафы за нарушение правил трансфертного ценообразования - в частности, за факт непредоставления отчета - составит ни много ни мало, а пять процентов от объема контролируемых операций! К тому же указанная санкция будет применяться независимо от того, были ли допущены плательщиком нарушения в определении налоговых обязательств.

Учитывая вышеупомянутые изменения, предпринимателям, чьи операции потенциально подпадают под признаки контролируемых, можно предложить следующие механизмы защиты:

  1. разрыв «связей» между связанными компаниями , путем проведения реорганизации в компаниях; 
  2. исключения признаки «контролируемости» в совершаемых операциях; 
  3. для крупных налогоплательщиков предусмотрена возможность заключения с органом Миндоходов договора о согласовании цены в контролируемых операциях - т.е. согласованную цену Миндоходов не вправе корректировать. 

Учитывая спешку законодателя в принятии изменений, предпринимателям  которые находятся в зоне риска, следует скорее принять меры для избежания неприятностей с налоговиками. Ведь если будет установлена связанность между юридическими лицами, это автоматически будет иметь своим следствием проведение проверок на соответствие операций указанных компаний критериям по «контролируемым операциям». А в случае признания таких операций контролируемыми, Миндоходив получит существенный рычаг для корректировки (повышения) цены договоров между связанными предприятиями и завышения налоговых обязательств.

Таким образом, налоговая в виде института налогового контроля за трансфертным ценообразованием фактически получает не просто эффективный механизм противодействия оптимизации налогообложения с использованием льготных налоговых юрисдикций, но и действенный инструмент прямого влияния на крупный бизнес.


 Возможно, Вам будут полезны следующие материалы:

«Выгодоприобретатели», «транзитеры», «налоговые ямы» ... или как еще назвать налогоплательщиков

Как узнать ставку налогообложения в стране контрагента

Регистрация иностранной инвестиции

Возвратная финансовая помощь

Модернизация и отчетность


Алена Мирко
Контакты
Юридическая компания Deshunin & partners
г.Киев, ул.Кирилловская, 1-3
карта
Публикации
Про обеспечение иска в случае обжалования налогоплательщиками подзаконных нормативно-правовых актов [UA]
Вищий адміністративний суд України надав роз’яснення щодо забезпечення позову в разі оскарження платниками податків підзаконних нормативно-правових актів. Нагадаємо, що ВАСУ повноважний надавати відповідні роз’яснення, згідно з ч. 4 ст. 32 ЗУ «Про судоустрій та статус суддів». Так, ВАСУ надає методичну допомогу судам нижчого рівня з метою однакового застосування норм Конституції та законів України у судовій практиці на основі її узагальнення та аналізу судової статистики; дає спеціалізованим судам нижчого рівня рекомендаційні роз'яснення з питань..
Что наши клиенты говорят о нас
" Профессиональная помощь со стороны юристов компании "Дешунин и партёры" позволила выбрать и внедрить оптимальные организационные стратегии развития бизнеса и занять нашей компании лидирующие позиции на Beauty-рынке Украины."
"Владимир Тарасюк Групп", Владимир Тарасюк
читать все