1 Deshunin & partners law firm - Publications
Main page Publications  
Publications
Filter of publications
date:
Author:
Practice:
Recent news
Publications
Оформление спец-ТТН при транспортировке пива [RU]
18.10.2015

С целью проведения борьбы и предотвращения незаконного оборота спирта, водки и ликероводочной продукции, Налоговый кодекс Украины создает следующие инструменты: акцизные склады, контроль оборота специальным представителем контролирующего органа, специализированные транспортные документы на отпуск указанной продукции.

В связи с "переводом" пива в категорию алкогольных напитков, у компаний-реализаторов продукции исключительно в виде пива возникает ряд вопросов, до 1 июля 2015 года в принципе обходивших их стороной.

Более конкретно - речь идет о порядке оформления так называемых специальных ТТН на алкогольную продукцию.

Статья 230 НКУ (особенно см. п. 230.15-230.18) устанавливает необходимость отгружать/принимать водку и ликероводочную продукцию только через механизм контроля представителем контролирующего органа специальных ТТН, зарегистрированных в отдельном едином реестре - Єдиному реєстрі товарно-транспортних накладних на переміщення спирту та алкогольних напоїв.

Транспортировка указанной продукции без оформления спец-ТТН, регистрации последних в реестре и проставления отметки представителя контролирующего органа - запрещена.

Добросовестный плательщик налогов заметит: водка и ликероводочная продукция являются лишь видами алкогольной продукции, т.е. если требования по спец-ТТН-кам относятся конкретно к водке и ликероводочной продукции - весь остальной алкоголь (в т.ч. и пиво) не требуют такого "строгого" оформления?

К сожалению, КМУ принят подзаконный нормативно-правовой акт: Постановление № 806 от 09.10.2013, регулирующее порядок функционирования реестра и оформления спец-ТТН.

В частности, Постановлением учреждено следующее:

  • в реестр вносится информация, помимо прочего, про спец-ТТН об отправленных с акцизного склада спирта и алкогольных напитках (п. 5.); 
  • спец-ТТН заполняются субъектами хозяйствования, имеющими лицензии на производство и/или торговлю спиртом и алкогольными напитками, во время отгрузки спирта и алкогольных напитков со склада (п. 10). 

Таким образом, Постановление учло то, что упущено в НКУ, т.е. установлена обязанность для всех производителей или реализаторов пива обязанность формировать и регистрировать спец-ТТН по алкоголю.

Порядок оформления спец-ТТН выглядит следующим образом:

1. При необходимости отправки груза, ТТН формируется в программе субъектом хозяйствования в электронном виде, в результате ТТН присваивается порядковый номер (программу и доступ к реестру предоставляет фискальная служба).

2. После присвоения порядкового номера и регистрации в реестре, ТТН в распечатанном виде предается представителю контролирующего органа для проставления отметки о разрешении выезда с акцизного склада, собственной подписи и внесении сведений о выезде в реестр и журнал.

Формы ТТН для подакцизных товаров утверждены Приказом Министерства транспорта и связи Украины от 28.04.2005 года под № 154.

Для оформления грузов с пивом следует использовать форму № 1-ТН (алкогольные напитки).

При оформлении груза, ТТН выписывается в 4-х экземплярах:

  • первый экземпляр остается у отправителя и является основанием для списания продукции;
  • второй экземпляр выдается (передается) получателю, и выступает основанием для оприходования продукции; 
  • третий экземпляр, заверенный подписью и печатью получателя, остается у перевозчика и является основанием для его расчетов с заказчиком автотранспорта, учета транспортной работы, начисления заработной платы водителю и т.д.; 
  • четвертый экземпляр, заверенный подписью и печатью отправителя, передается охране для выезда за пределы предприятия-отправителя.

Бланки ТТН не отнесены к бланкам строгой отчетности (разъяснение тогда еще ГНС от 04.09.2012 г. № 2472/0/71-12/15-5217), и распечатываются субъектами хозяйствования самостоятельно, на "простой" бумаге, по утвержденной форме.

В завершение следует добавить несколько слов о новой отчетности для предприятий-реализаторов пива.

В частности, нас интересуют два отчета, которые обязаны подавать предприятия, обладающие лицензиями на производство/оптовую торговлю алкоголем, согласно ст. 16 ЗУ "Про державне регулювання виробництва і обігу спирту етилового, коньячного і плодового, алкогольних напоїв та тютюнових виробів":

1. Для производителей пива (лицензия на производство) - отчет № 2-РС «Звіт про обсяги виробництва та реалізації алкогольних напоїв», утвержденный приказом ГНА от 13.10.2005 г.. № 449.

2. Для оптовиков (лицензия на оптовую торговлю) – отчет № 1-ОА «Звіт про обсяги придбання та реалізації алкогольних напоїв», утвержденный приказом ГНА от 27.04.2006 г.. № 228.

Оба отчета подаются ежемесячно, до 10 числа следующего месяца в орган, выдавший лицензию.

Налоговая служба организовала небольшие пояснения относительно заполнения отчетов, при реализации пива.

Относительно отчета № 2-РС: "…Водночас звертаємо увагу суб’єктів господарювання на те, що пиво необхідно зазначати кодом 55 з приміткою в графі 17 «пиво»,оскільки в додатку до наказу в кодах продукції не передбачено пиво як вид продукції…"

Относительно отчета № 1-ОА: "…Також необхідно відображати обсяги придбання та реалізації пива у звітах 1-ОА, затверджених наказом ДПА від 27.04.2006 р. № 228 «Про затвердження форм звітів щодо придбання та реалізації алкогольних напоїв і тютюнових виробів та інструкції щодо їх заповнення», кодом 9 (інша продукція, яка не ввійшла до кодів 1-8) з приміткою «пиво»".

Ответственность за неподачу отчетов установлена в размере 17 000 грн., ст. 17 ЗУ "Про державне регулювання виробництва і обігу спирту етилового, коньячного і плодового, алкогольних напоїв та тютюнових виробів": До суб'єктів господарювання застосовуються фінансові санкції у вигляді штрафів у разі: … неподання чи несвоєчасного подання звіту або подання звіту з недостовірними відомостями про обсяги виробництва та/або обігу (в тому числі імпорту та експорту) спирту, алкогольних напоїв та тютюнових виробів до органу виконавчої влади, уповноваженого Кабінетом Міністрів України видавати відповідні ліцензії, - у розмірі 17000 гривень

Дмитрий Дешунин
Contacts
Law company Deshunin & partners
1-3 Kyrylivska St., Kyiv
map
Publications
Legitimacy of sanctions imposed by Tax authority after tax inspection initiated by investigator within criminal case [UA]
  Не секрет, що під час проведення перевірок податкові органи часто застосовують фіскальний підхід, трактуючи двозначності та неточності законодавства на користь держави виключно з метою збільшення податкових зобов’язань платника податків. Останнім часом поширення набула практика проведення перевірок юридичних осіб, які укладали договори купівлі - продажу товарів чи надання послуг з компаніями, щодо посадових осіб яких відкрито кримінальні справи за підозрою, як правило, у фіктивному підприємництві та конвертації коштів (надалі – Підприємство-контрагент). Справа щодо..
What our clients say about us
"  The company RKS operates in the sphere of high technology and software. One of the components of success in this business is the timely and full protection of copyright and intellectual property rights. The lawyers of the law company "Deshunin & Partners" provide invaluable assistance in these activities provides.  "
RCS LLC, Tolokolnykov Yuriy
read all